admin7 Комментариев нет

Предоставленная налоговым законодательствам субъектам малого и среднего бизнеса возможность применения специальных налоговых режимов (УСНО, ЕНВД) сориентировала средний и крупный бизнес, не подпадающий под критерии указанных режимов, на формальное разукрупнение бизнеса.

Само по себе «дробление бизнеса» не является противозаконным и не влечет применение каких-либо санкций к налогоплательщику. При дроблении бизнеса у новых предприятий уменьшается индивидуальная выручка, которая дает права на использование новых налоговых режимов.

Если налоговая выгода законна, то негативных последствий для налогоплательщика не возникает, если же выгода незаконная, то есть целью дробления бизнеса является получение необоснованной налоговой выгоды, то налогоплательщику грозят определенные негативные меры в виде доначисления налогов и применения налоговой санкции.

Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверны.

Между тем, в судебной практике ни мало примеров с негативным для налогоплательщиков исходом – налоговые органы доначисляют налоги и суды встают на сторону фискалов.

В налоговых спорах о дроблении бизнеса весьма велика роль судейского усмотрения — один и тот же (или весьма схожий) факт суд может принять в качестве доказательства, а может и отклонить как не свидетельствующий в достаточной степени о наличии умысла на недобросовестное снижение налогооблагаемой базы.

В одном из своих определений в 2015 г. Верховный суд РФ сориентировал судебную систему РФ при установлении наличия, либо отсутствия признаков необоснованной налоговой выгоды оценивать все доказательства в совокупности и взаимосвязи, еще раз подтвердив давно сложившийся подход об отсутствии единого перечня основания для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной.

Между тем, анализ судебной практики позволяет выявить некоторый общий перечень признаков, наличие которых может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика, как то:

Отсутствие деловой цели для «дробления» бизнеса. При этом налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Наличие деловой цели «дробления бизнеса» может быть, в частности, обосновано распределением риска, отраслевой или территориальной обособленностью, спецификой деятельности, наличием плана развития бизнеса, предусматривающего дальнейшую специализацию каждого из вновь созданных предприятий, получение дохода за счет оптимизации функционирования при осуществлении реальной экономической деятельности с учетом имеющихся факторов территориальной, материально-технической, функциональной, коммерческой (рыночной) индивидуализации и самостоятельности.

Общие материально-технические и иные ресурсы организаций. Это и материальные ресурсы, и организационные, информационные, персонал, общие склады без разграничения товара, магазины с общими торговыми залами, единое офисное помещение и аналогичные признаки совместного использования материальных активов, отсутствие деления товаров по собственнику.

В нашей компании вы можете заказать налоговый аудит и любые другие аудиторские и бухгалтерские услуги.